Официальный и «серый» WhatsApp для бизнеса — в чём отличия

Для чего бизнесу официальный WhatsApp и какая главная опасность использования «серых» схем подключения. Объясняем на пальцах.
Почему выгодно продавать в мессенджерах
Все пользуются мессенджерами. По данным исследования компании Deloitte — «Медиапотребление в России – 2020» — мессенджеры — самые популярные приложения для смартфонов. 85% клиентов предпочитают общаться с бизнесом через мессенджеры.

Сегодня нужно 15-20 «касаний», а не 6 как раньше, чтобы вообще что-то продать. Как сделать эти касания? Люди не отвечают на звонки, особенно с незнакомых номеров. E-mail никто не читает — здесь очень низкая открываемость сообщений. Стоимость платного трафика растёт, блокировка рекламы встроена в браузеры. Органические охваты SMM падают из-за «умных лент».

При этом средняя открываемость сообщений в мессенджерах 80%. Очевидно, что продавать в онлайне без мессенджеров невозможно. Осталось выбрать подходящий.
WhatsApp — самый популярный мессенджер в РФ и вот почему стоит выбрать его
  • WhatsApp пользуются 70 млн человек в РФ (для сравнения: население России — 146 миллиона человек, август 2020).

  • У вас появляется номер телефона клиента, как только он вам написал.

  • Вы может написать клиенту первым по номеру телефона. Например, отправить уведомление о статусе заказа или сервисное сообщение.

  • В одном сообщении может быть до 1000 символов, можно прикреплять картинки, pdf документы и даже геолокацию.

  • Клиент может ответить на ваше сообщение, задать свой вопрос. WhatsApp — это двусторонний канал связи.

  • Вы можете вести клиентов из рекламы Facebook и Instagram прямо в диалог в WhatsApp.

  • Ядро аудитории WhatsApp — люди в возрасте 35-64 года. Это самая платёжеспособная аудитория.
Статистика использования WhatsApp
Способы подключения к WhatsApp для бизнеса — официальное и неофициальное подключение
Для использования рассылок и чат-ботов в WhatsApp нужно использовать сервис, который автоматизирует общение с клиентами. Такие сервисы могут подключаться к WhatsApp легально — официальным методом, или используя серые схемы — нелегально. Давайте разберём, в чём отличия.

«Серая» схема подключения — это неофициальное подключение в нарушение пользовательского соглашения WhatsApp. Сервис, использующий такой метод, имитирует действия обычного пользователя в приложении на телефоне или компьютере. Все сообщения будут отправляться с личного номера телефона, на котором установлено приложение WhatsApp. WhatsApp отслеживает такие действия и блокирует номера телефонов. Часто сервисы, предоставляющие услуги рассылок и чат-ботов в WhatsApp, вводят клиентов в заблуждение и не рассказывают о всех рисках использования «серого» неофициального подключения.

Официальный (или как его иногда называют «белый») WhatsApp — это легальный способ подключения к возможностям автоматизации WhatsApp. Вы можете отправлять рассылки, запускать чат-ботов и общаться с клиентами без риска блокировки. Вы не нарушаете закон и правила предоставления услуг мессенджера — используете инструмент, который предоставляет WhatsApp бизнесу для этих задач.

Давайте рассмотрим каждую схему подробнее.
Неофициальное подключение к WhatsApp. Риски и проблемы «серой» схемы
1. Ваш номер телефона заблокируют со всей накопленной клиентской базой. Рано или поздно

Компания Facebook, которой принадлежит WhatsApp, ежемесячно банит 1,5-2 млн. «серых» аккаунтов.

Рано или поздно любой аккаунт, подключенный неофициально, блокируется. Самый верный способ получить блокировку — отправить несколько одинаковых сообщений в течение короткого времени. Например, 10 одинаковых сообщений за минуту. Это может произойти даже без рассылки. Алгоритмы WhatsApp моментально вычисляют такие действия и тут же блокируют номер.

Как только вас заблокировали, вы тут же потеряли все диалоги и номера телефонов клиентов, с которыми шла переписка. Ваш номер становится недоступен ни для входящих сообщений, ни для исходящих. Клиенты, с которыми вы переписывались, видят, что ваш номер был заблокирован.

2. Серое подключение работает нестабильно — теряются сообщения и пропадает связь

«Серый» WhatsApp работает через эмуляцию web версии WhatsApp. Пару раз в месяц в сервисе происходят обновления, после которых подключение перестаёт работать на несколько часов. То есть несколько часов в месяц бизнес недоступен для общения с клиентами.

3. Для работы всегда должен быть включен телефон с запущенным приложением WhatsApp

«Серый» WhatsApp не работает, если рядом нет телефона с подключением к интернету и с запущенным приложением. Все сообщения отправляются с телефона, через который идет соединение, поэтому он всегда должен быть подключен к розетке и Wi-Fi. Если вдруг отключили электричество или интернет, связь теряется.

Телефон может и не находиться у вас в офисе. Это может на себя взять платформа рассылок и чат-ботов, которая использует «серую» схему — в этом случае телефон будет находиться у них в офисе. Да-да, для каждого клиента у них есть отдельный физический телефон, который где-то лежит с включенным экраном.
4. Вы нарушаете закон, если используете неофициальное подключение к WhatsApp

Штраф по суду может доходить до нескольких сотен тысяч рублей. Истец — Facebook, этой компании принадлежит сервис WhatsApp. 7 декабря 2019 года компания Facebook начала судиться с теми, кто делает рассылки через неофициальное подключение, потому что это нарушает правила предоставления услуг сервиса WhatsApp.

5. В сером WhatsApp никогда не будет инструментов для бизнеса для увеличения конверсий

Все инновации для увеличения конверсии и максимального результата доступны только в официальном «белом» WhatsApp. В «сером» WhatsApp никогда не появятся инструменты маркетинга: кнопки под сообщениями, интернет-магазин, массовые рассылки без риска блокировки, платежи через мессенджер. А ещё здесь невозможно получить верифицированный аккаунт с зелёной галочкой около названия.
Сделано на платформе TextBack
Официальное подключение к WhatsApp. Преимущества и выгоды «белой» схемы
1. Это полностью легально. Вас не заблокируют!

Если вы подключаетесь к WhatsApp официально, то можете легально делать рассылки и подключать чат-ботов. Пишите первым по номеру телефона или делайте информационную рассылку на тысячи получателей, и вас не забанят. Например, отправляйте сервисные уведомление о статусе заказа или напоминайте клиентам о себе. В сообщении — до 1000 символов, картинки и даже PDF документы.

Запускайте чат-ботов, которые отправляют одинаковый текст одновременно сотням получателей. Это совершенно легально и безопасно. Более того, когда вы пишете первым, у получателя сообщения не будет кнопки «Пожаловаться на спам» или «Заблокировать» под вашим сообщением.

2. Официальное подключение работает стабильно — вы всегда онлайн

Сервис использует подключение напрямую к серверам WhatsApp — нет привязки к телефону как к физическому устройству. Он доступен всегда, без непонятных ухищрений. Это совершенно легальный и надёжный сервис, который просто работает. Вы получите все сообщения, отправленные вам клиентами, а ваши клиенты — получат от вас лучшие предложения.

3. Используйте кнопки в сообщениях и другие официальные инструменты для увеличения конверсий

В сообщениях вы можете прикреплять кнопки. Пользователь нажимает кнопку и таким образом отвечает вам или сразу переходит на сайт. Вы сами решаете, что произойдет при нажатии на неё. Это увеличивает конверсию в ответ в 5 раз, потому что это просто удобнее сделать — не нужно открывать клавиатуру и печатать текст. Нажал и всё. С кнопками в сообщениях вам будут отвечать намного чаще. А ещё они круто выглядят.

4. Зеленая галочка. Верифицированный аккаунт

С «белым» WhatsApp вы можете подать документы для получения статуса верифицированного бренд-аккаунта с зелёной галочкой около имени отправителя. Вместо неизвестного номера телефона будет отображаться название бренда. Такому аккаунту клиенты доверяют больше. Чем выше уровень доверия, тем больше конверсия, больше покупок.
Как подключить официальный WhatsApp и сколько это стоит
Для подключения белого WhatsApp нужно обратиться к компании, которая предоставляет такой сервис — платформе автоматизации (например, TextBack). Подключить самостоятельно свой телефон не получится. Но есть и хорошая новость — подключить официальный WhatsApp можно просто и дёшево.

Стоимость использования официального WhatsApp для бизнеса обычно немного выше, чем стоимость «серых» схем. Это логично — бизнес получает больше возможностей и меньше рисков. Конкретные тарифы различаются у разных компаний, предоставляющих эту услугу. Например, в TextBack и подключение бесплатное, и официальный WhatsApp доступен без дополнительной платы — просто нужно выбрать тариф с его поддержкой.

Подключение занимает в среднем 2-7 дней: нужно предоставить документы о компании, а всю бюрократию и общение с Facebook сервис TextBack берёт на себя.
Мнение экспертов
Виктор Довжик, основатель компании «Интроверт» — крупнейшего в России интегратора amoCRM, специализирующегося на цифровой трансформации продаж
«WhatsApp для бизнеса — это не про прямую рекламу, это инструмент общения с аудиторией»
WhatsApp — это канал с низкой конкуренцией, он пока ещё не забит брендами.
В России есть не более 20 брендов, которые активно работают со своей аудиторией в WhatsApp, поэтому те, кто сейчас начинают работать, получают преимущество — канал чистый, без спама.
Конкуренция за внимание внутри канала WhatsApp низкая. Это останется актуальным ещё пару лет. WhatsApp — более высококонверсионный канал, чем e-mail. Open Rate e-mail всего 20%, а Сlick Rate — ещё хуже. В WhatsApp открываемость сообщений доходит до 80%.

Клиенты из малого и микробизнеса иногда настаивают на «сером» WhatsApp по некоторым причинам: например, из-за ограничений, связанных с шаблонами и модерацией. Мы им помогаем, но просим подписать документ, по которому за все проблемы, сбои, юридические претензии третьих лиц, в том числе Facebook, ответственность несут они.

Блокировка «серого» WhatsApp связана с тем, как используют этот канал связи — начинают ковровую бомбардировку клиентов огромными текстовыми сообщениями — отправляют сразу тысяче клиентов.

Компании тратят деньги на рекламу, на работу с клиентами, есть маркетинговые бюджеты, а в итоге теряют лиды в кризисное время.

Со временем WhatsApp будет только ужимать возможности обычного клиентского приложения — ожидаемо появятся лимиты на отправку сообщений, потому что понятно, что обычный человек не будет отправлять за 10 минут 10 000 сообщений. Это случится в перспективе полугода-года. Facebook уже так делает — больше 40 одинаковых сообщений отправить нельзя. Это сделано, чтобы приложение не превратилось в помойку из спама.
Константин Стародубцев, директор по маркетингу компании TextBack
Facebook — компания, которой принадлежит WhatsApp, — постоянно совершенствуют свои сервисы, алгоритмы защиты, которые позволяют отслеживать нелегальную автоматизацию и блокировать «серые» номера. Алгоритмы автоматизации тоже, конечно, совершенствуются. Получается такая гонка вооружений. Нужно только помнить, что гонка вооружений идёт с компанией Facebook. Это одна из самых технологичных компаний мира, и большое заблуждение думать, что на большой дистанции удастся обыграть эту компанию. Рано или поздно произойдёт блокировка номера, это вопрос времени. В этом случае вся база диалогов будет утеряна, а всем, кто попытается с вами связаться, будет показано сообщение, что ваш номер заблокирован. Существует также риск судебных разбирательств за незаконное использование пользовательского WhatsApp в бизнес-целях. Важно себе задавать вопрос: какой суммой вы готовы рисковать? Негативные последствия работы по серой схеме всё же перевешивают единственное преимущество — немного более низкую стоимость. Может, дешевле всё же сразу работать легально и без имиджевых последствий для бренда?