Я интернет-маркетолог и предприниматель Андрей Монаков. Расскажу, как я изменил свой привычный подход к лидогенерации, запустил автоворонку в мессенджере WhatsApp и снизил стоимость лида для своего клиента более чем в 20 раз. Кейс запущен совместно со студией Quadro.ws на платформе рассылок TextBack.ru.
Слишком дорогие лиды
Клуб «Красивые Люди» — это салон красоты в центре Москвы. Можете представить, какой уровень конкуренции ему приходится выдерживать. Основательница клуба красоты Виолетта Сатанова обратилась к нам с довольно распространенной задачей: стоимость лида на основную услугу салона — перманентный макияж, доходила до 2 000 руб., а конверсия в оплату при этом была низкая: лиды приходили холодные, и приходилось тратить время на отработку возражений.
Виолетта из тех собственников, которые создавали свой бизнес с нуля и могут заниматься практически всем: маркетингом, процессами, общением с клиентами. Рекламу в Instagram она тоже настраивала сама, используя кнопку «Продвигать» в приложении.
Цели и задачи
Потребность снизить стоимость лида — типичный запрос наших клиентов. Мы подробно проанализировали бизнес клиента и выделили ключевые цели и задачи.
- Снизить стоимость привлечения клиентов из интернета до приемлемого уровня.
- Создать спрос среди тех, кто еще не знаком с перманентным макияжем: объяснить преимущества и снять возражения.
- Снизить расходы на рекламу за счет долгосрочных коммуникаций с подписчиками в мессенджерах и дальнейшей продажи им услуг салона.
- Создать автоматизированную воронку прогрева потенциальных клиентов.
- Проверить гипотезу о том, что полезный контент повышает лояльность.
- Выделить ключевые клиентские сегменты и персонализировать коммуникацию с ними.
- Работать с накопленной базой лидов: подогревать интерес людей к перманентному макияжу с помощью авторассылок в мессенджерах и совершать дальнейшие продажи.
- Реализовать возможность записаться в салон онлайн, без звонков по телефону.
Задачи ясны, можно переходить к составлению плана работ.
Этапы работы над проектом
- Проектируем MindMap компании
- Проектируем автоворонку
- Собираем автоворонку
- Запускаем рекламную кампанию
- Анализируем и оптимизируем
Проектируем MindMap компании
MindMap отлично помогает, когда нужно структурировать информацию о целевой аудитории и продукте. Без первичного анализа приступать к конкретным действиям не стоит. Перечислим пункты, из которых состоит анализ.
Подробный MindMap компании «Красивые Люди»:
- Проводим анализ целевой аудитории: пол, возраст, география, семейное положение, уровень дохода.
- Выявляем интересы целевой аудитории и разбиваем их на категории: широкие, сопутствующие, узкие и смежные.
- Определяем первое касание с клиентом.
- Выявляем проблемы клиентов и их возможное решение.
- Прорабатываем все возможные возражения и варианты их закрытия.
- Разбираем мотив покупки, выясняем, зачем клиенту нужна услуга.
- Разбираем эффект от покупки и ожидания клиента.
- Выявляем, что волнует потенциального клиента при заказе услуги.
- Выписываем все основные услуги и вытекающие из них.
- Прорабатываем дополнительные услуги и критерии выбора салона.
- Проводим конкурентную разведку: узнаем, кто наши прямые и косвенные конкуренты, определяем их сильные и слабые стороны.
- Формируем 5-6 УТП.
- Определяем способы и платформы для продвижения.
Проектируем автоворонку
Хочу отметить важный момент: мы делаем тест автоворонки. Это позволяет нам задать правильный вектор развития. После каждого теста мы проводим анализ и докручиваем рекламную кампанию.
- Во-первых, по статистике Mediascope, 7 из 10 россиян из крупных городов 100k+ регулярно используют WhatsApp.
- Во-вторых, по нашим наблюдениям, если клиент пишет вам в WhatsApp, то он сделает покупку с вероятностью 70-80%. Эта гипотеза была проверена нами во многих нишах, и данный сегмент услуг, по словам заказчика, — не исключение.
- В-третьих, мы сразу получаем джек-пот, а не лида! Рассказываю секрет. После того, как клиент подписался на нашу персонализированную авторассылку в WhatsApp (не путать с массовыми рассылками, за них WhatsApp безжалостно банит), мы сразу знаем его имя и номер телефона, а следовательно, имеем возможность коммуницировать всеми доступными способами. Например, запустить цепочку сообщений по таймингу с чат-ботом, написать вручную в чат, ответить на любой вопрос клиента в этом же диалоге, позвонить, отправить SMS, идентифицировать по номеру телефона и догнать ретаргетингом, а также простроить сквозную аналитику от первого клика до визита в студию.
На всякий случай, расшифруем термины.
- Лид-магнит — это бесплатное предложение для потребителя, которое он может получить, совершив целевое действие. Например, подписаться на рассылку и получить электронную книгу в подарок.
- Трипваер — это товар, который помогает установить первые финансовые отношения с потенциальным клиентом. Это дополнительный, а не основной продукт.
- Максимизатор прибыли — это набор товаров или услуг, которые можно продать дополнительно.
- Рекуррентные платежи — регулярные списания денег с банковской карты покупателя без повторного ввода реквизитов карты и без участия плательщика для инициации очередного платежа.
В качестве лид-магнитов мы сделали три PDF-файла на тему естественного макияжа, бьюти-лайфхаков от визажистов и секретов перманентного макияжа. Про трипваер и другие компоненты автоворонки речь пойдет чуть ниже.
Welcome-серия — это ненавязчивая альтернатива телефонным звонкам и перепискам онлайн. Цепочка автоматически запускается при подписке. В ней мы объясняем преимущества перманентного макияжа, закрываем все боли и возражения клиентов, так как заранее знаем их. Отправляем полезные материалы, связанные с красотой и макияжем, для повышения лояльности и доверия к рассылке.
Также в приветственном сообщении мы сообщили про содержимое писем, которые будут приходить, и пояснили, что будет внутри них.
Когда отправляем? При первом контакте с подписчиками, вслед за лид-магнитом.
Трипваер – запись на «примерку» образа.
После знакомства мы предлагаем подписчикам наш трипваер — запись на бесплатную «примерку» образа с фотосессией. Наш клуб — это не просто салон, а место, где мы помогаем женщинам подобрать и найти свой стиль. «Примерка» позволяет клиенту определиться с выбором и принять взвешенное решение. После «примерки» мы делаем фотографии, которые клиентка сможет показать супругу, парню, маме или подругам.
Кстати, welcome-серия — это отличный способ визуализировать контент: например, можно присылать фото ДО и ПОСЛЕ процедуры. У нас лучше всего сработала наглядная GIF-анимация.
Реализация автоворонки в TextBack
Автоворонка спроектирована, контент написан, осталось настроить отправку сообщений.
Основные требования к сервису:
- Поддержка автоворонок в WhatsApp.
- Возможность сводить клиентов, которые подписались на один из трех лид-магнитов, расходящихся на три разные цепочки сообщений, в единую (основную).
- Быстрое отключение неэффективных лид-магнитов и добавление новых, без редактирования основной цепочки сообщений.
- Гибкая настройка тегирования клиентов.
Мы выбрали сервис TextBack.ru.
Три воронки (LM1, LM2 и LM3) имеют разное начало, так как на входе у нас три разных лид-магнита, на которые люди попадают с рекламы.
Четвертая — это общая воронка, которая запускается параллельно с одной из трех после присвоения соответствующего тега. Но сообщения из нее отправляются спустя 6 дней, когда закончатся персональные цепочки сообщений из воронок LM1, LM2 и LM3.
Указали соответствующие теги для запуска воронок.
Изначально выставили время отправки сообщений с 11:00 до 22:00, после чего поняли, что люди подписываются и ночью. В итоге убрали время отправки во всех воронках.
В TapLink мы дополнительно разместили ссылки на лучшие лид-магниты: это еще одна точка входа в автоворонку для потенциального и лояльного клиента.
Рекламная кампания
Настройка таргетинга в Facebook и Instagram.
Портреты целевой аудитории и понимание продукта. На базе основного Mind Map’a компании составляем портреты ЦА по следующим критериям: общие данные, интересы, боли, потребности, барьеры/возражения, драйверы/критерии выбора.
Сегменты аудиторий. На основе разработанного Mind Map’a компании были составлены и загружены 40 сегментов аудиторий по интересам, персональным данным, вовлеченности Instagram-аккаунта и пикселю, используя look-a-like.
Креативы. Первая рекламная кампания всегда тестовая. На этом этапе мы не тратим много времени на креативы, так как ещё неизвестно, что хорошо зайдёт этой аудитории. Мы выбрали 10 хороших фотографий клиентов с зажившим перманентным макияжем и 4 видео для Stories, написали по одному рекламному сообщению для каждого лид-магнита и 5 сообщений для ретаргетинга. Перемешали все тексты, фото и сегменты аудиторий. Получили на выходе 872 рекламных объявления для теста. Тестируем каждый текст с каждым тизером для всех сегментов аудиторий. Выявляем лучшую связку.
Ретаргетинг, pixel и UTM-метки. Считаю дурным тоном в наше время запуск рекламной кампании без установленных на сайт пикселей и UTM-меток. Подключили Google Tag Manager, создали события «Lead» и другие. Это нам позволит в будущем эффективно настроить ретаргетинг и догонять клиентов, которые взаимодействовали с нами на разных этапах воронки, а также создавать похожие сегменты успешных аудиторий и отслеживать, с каких объявлений пришли клиенты.
Выдвинули гипотезу: люди не понимают, зачем им нужно «Открыть эту страницу в WhatsApp», покидая Instagram, а затем что-то писать. Скорее всего, они боятся это делать. Если предложить им выбор мессенджера, конверсия вырастет.
Клиенту нужно было выполнить два действия: открыть WhatsApp и отправить уже сгенерированный текст.
Подключили каналы Facebook, Telegram и VK. Создали под каждый лид-магнит простейшие посадочные страницы (мини-лендинги) и разместили в них код виджета подписки из кабинета TextBack. Также настроили пиксели и события типа «Lead» в рекламном кабинете Facebook.
Гипотеза подтвердилась! После создания мини-лендингов с виджетами подписки конверсия в подписку выросла до 34%.
Распределение подписчиков с мини-лендинга. После создания мини-лендингов подписчики распределялись следующим образом:
- WhatsApp — 43%
- Facebook — 45%
- Telegram — 10%
- VK — 2%
Facebook начал лидировать, но для нас это не было новостью, так как таргетированная реклама, помимо Instagram, откручивалась еще и в плейсментах Facebook. По итогам двухнедельного теста Facebook показывал отличные результаты, и мы начали докручивать и этот канал.
Результаты продвижения
Тестирование продолжалось 2 недели. За это время салон получил больше продаж с автоворонки, чем приходит со всех других каналов. В данном случае я сравниваю количество именно новых клиентов, повторные продажи и постоянные клиенты здесь не учитываются.
- Рекламный бюджет: 24 050 рублей
- Получили лидов в воронку: 370
- Цена за лида в воронку: 65 рублей
- Ср. цена клика: 4 рубля
- Продаж с первой волны (за 2 недели теста): 13
- Средний чек: 11 000 рублей
- Валовая выручка: 143 000 рублей
Результаты таргетированной рекламы. На момент написания кейса курс доллара составляет 66,12 руб.
- Клиент не был готов к такому количеству обращений, не справился с объемом и попросил временно приостановить трафик. В сообщениях мы мотивируем подписчиков написать нам, задавать любые вопросы и так далее. Т.е. вытаскиваем подписчиков на диалог, и они отвечают нам.
- С первой волны после тестового запуска воронки на процедуру записалось 13 человек. Остальные подписчики будут прогреваться в воронке далее и в будущем с большой вероятностью станут клиентами студии. По опыту и полученной обратной связи от подписчиков могу предположить, что еще 15-25% человек из автоворонки купят услугу позднее.
- Сейчас мы помогаем клиенту найти менеджера по продажам, составляем регламенты и пишем скрипты для продажников. Клиент работает над расширением штата сотрудников.
- Упаковка всех соц. сетей в фирменный стиль и их ведение.
- Поиск и обучение менеджеров по продажам.
- Разработка скриптов и регламентов для менеджеров.
- Настройка сквозной кроссплатформенной веб-аналитики.
- Докрутка и масштабирование автоворонки (лид-магниты, контент).
- Оптимизация таргетированной рекламы в Facebook и Instagram.
- Создание анимированных видеороликов для Stories.
- Настройка таргетированной рекламы в VK и OK.
- Настройка контекстной рекламы в Яндекс.Директ и Google Ads.
- Подключение эквайринга онлайн-оплаты на сайте и Yclients.