Продавать в B2B сложно. Особенно это касается стартапов, нишевых компаний и сфер бизнеса, где решение о закупках принимает команда. Чтобы достучаться до такого покупателя, приходится тщательно сегментировать аудиторию и вырабатывать индивидуальный подход.
Что не так с продажами в B2B
- Продвижение «в лоб» не работает. Недостаточно создать лендинг и запустить на него рекламу по запросам из Google Ads и Facebook Ads. Результат такого продвижения — пустые заявки и 0 продаж.
- Долгий цикл сделки. От знакомства до покупки порой проходят целые месяцы. Возникает вопрос: как удержать клиента на длительный срок и не разориться на ремаркетинге.
- Некорректный показ рекламных объявлений. В отличие от B2C, сложные продукты требуют точечного попадания, а это не всегда реализуемо для холодного трафика – нельзя настраивать рекламу без учёта интересов конкретной ЦА и демографии.
- Ценность личных связей. Когда речь идет об ответственности, предпочтение отдают рекомендациям коллег.
- Дорогое продвижение. Реклама для специфической аудитории требует затрат, а окупаемость наступает нескоро.
5 шагов, чтобы построить эффективную стратегию в B2B
Важно понять, что двигает пользователями при покупке, собрать все мнения, мотивы и боли. Эта информация понадобится на этапе сегментации.
Работая со столь разными клиентами, мы выделяем персоны – группы ЦА с общими ценностями и мотивами, но с разными задачами.
Важно адаптировать ценностное предложение под каждую группу и показать, что наше предложение закрывает именно ее потребности.
Исследовательское агентство Gartner Inc выделяет 4 этапа CJM:
Анализ карты помогает выстроить стратегию и понять, чем привлечь аудиторию в конкретные периоды продвижения:
- Осознание проблемы. Формируем потребности;
Как реализовать:
- рекламные объявления с вопросительной формулировкой проблемы. Например: «Высокая текучка? Много времени уходит на ввод сотрудника в должность?»
- лид-магнит – статья по теме, чек-лист.
- Предлагаем варианты решения проблемы с помощью продукта, обосновываем его преимущества;
Здесь можно настраивать ретаргетинг и показывать рекламные объявления аудитории с уже сформированной потребностью – как можно решить проблему: приглашаем на вебинар по теме, интересующей потенциального заказчика.
- Онбординг. Знакомим с продуктом более детально;
Даём информацию, как пользоваться приложением, чтобы закрыть потребности и решить поставленные задачи. Даже если потребность клиента сформирована, и ему понятно, как приложение поможет её закрыть, часто клиенты не знают, как пользоваться продуктом, и в итоге отказываются от покупки. Важно дать пошаговую инструкцию, как работать с приложением: видео, чек-листы.
- Помогаем клиенту с выбором интеграций продукта в его бизнес.
С помощью полезных материалов и вовлечения клиента в общение в удобном для него канале связи – например, в мессенджерах, «догреваем» клиента к принятию решения о покупке.
Контактируйте с потенциальным покупателем на каждом этапе принятия решения в удобном для него канале связи – в мессенджерах. Давайте информацию, которая закроет возражения и даст пользу.
Для этого используйте лид-магниты:
- высылайте в мессенджер чек-листы, гайды и памятки, заточенные под отдельных персон;
- проводите консультации, вебинары, презентации с обратной связью;
- предлагайте трипваер – пробную версия продукта.
Эту проблему помогает решить мессенджер-маркетинг.
Достаточно «поймать» клиента с помощью рекламы и направить в переписку – с этого момент взаимодействие становится бесплатным и персонализированным. А благодаря Push-уведомлениям читаемость сообщений составляет 80% и более.
Реклама, которую мы показываем в контексте, в таргете, на YouTube, у блогеров, а также взаимодействие с клиентом в мессенджере создают у потенциального покупателя доверие к бренду: все вокруг знают про компанию, пользуются её услугами.
- Выбираем мессенджер и подключаемся через удобный сервис;
Выбор зависит от вашей ниши и демографии ЦА. Однако, можно руководствоваться общими данными по стране.
По данным Mediascope за 2020 год, первое место по использованию мессенджеров среди населения у WhatsApp — 56,3%, чуть более 69 млн человек.На втором месте Viber — 30,5% россиян, или 37,3 млн человек. Telegram используют 16,8% населения страны, или 20,5 млн пользователей.
Для использования возможностей автоматизации работы в мессенджерах с помощью чат-ботов, выберите удобную платформу, предлагающую такие услуги — мы, например, использовали TextBack.
- Сегментируем аудиторию;
Попав из рекламы в воронку после первого касания, нужно отсегментировать аудиторию, чтобы выстроить подход к персонам, основанный на их болях, проблемах и ценностях.
- Предлагаем полезные материалы клиенту, исходя из его потребностей;
- Приглашаем на вебинар или консультацию по интересующей клиента теме;
- Прогреваем клиента в мессенджере: повышаем уровень доверия к бизнесу и продукту;
Здесь можно предложить клиенту пообщаться с менеджером, который ответит на интересующие его вопросы.
- Предлагаем протестировать продукт бесплатно.
Даём доступ к трипваеру – продукту с ограниченным функционалом за меньшую стоимость.
Ценностное предложение – это ключевое преимущество вашего продукта. Правильный оффер создает ценность для клиента, мотивирует к приобретению. Чтобы сформировать его, следуйте этим принципам:
- Отследите путь покупателя;
Изучите, чем руководствуется пользователь на каждом этапе. Важно предложить то, что ценно в конкретный момент.
- Проанализируйте проблемы;
Через какие трудности проходит аудитория перед принятием решения? Ответив на этот вопрос, вы подберете оффер для каждого сегмента.
- «Пиши, сокращай».
Будьте кратки. Предлагайте пользователю только то, что важно узнать. Помните, что ценностное предложение – это о значимости для потребителя, а не количестве пунктов в вашей презентации.
В 2019 году Gartner провели исследование о B2B рынке. Оказалось, 77% компаний считают процесс закупок очень сложным и энергозатратным. Одна из причин – переизбыток данных о продукте. Эти материалы не всегда решают проблему клиента, запутывают его и, в конечном итоге, теряют ценность.
Разбор кейса: как привлечь и удержать клиентов в сервисе для диджитал-обучения
Осенью 2020 года к нам обратилась компания Cerevrum – сервис для интерактивного обучения.
Запрос – продвижение нового диалогового симулятора Dailo.
В программе можно создать обучающие курсы для сотрудников, оснащенные речевыми тренажерами. При небольших затратах, стажер получает постоянную практику и общение взамен традиционным методикам образования.
Стартап решает частые проблемы в подготовке персонала:
- Не каждая компания готова выделить средства на топовых тренеров и коучей;
- Трудно организовать оффлайн-занятия для всей команды;
- Обучение, основанное на традиционных лекциях и тестах, не дает желаемый эффект.
Как результат, работодатель получает некомпетентный штаб. Ученик в Dailo записывает ответы через микрофон, погружается в рабочие ситуации через VR-технологии.
Задачи
- Выяснить, кому необходимы сервисы для подготовки персонала;
- Познакомить потребителей с концепцией и объяснить, чем она лучше традиционных методов;
- Продать стартап сложной аудитории в сегменте B2B.
Дополнительная трудность состояла в том, что Dailo – не разовая покупка. Сервис подразумевает ежемесячные подписки. Нашей задачей было не только привлечь клиента, но и повысить LTV через проработку ретеншн-воронки (удержание тех, кто дошел до середины воронки).
Ход работ
Формировать универсальный оффер не получится – каждому сегменту нужно дать то предложение, которое закроет потребности.
Чтобы «поймать» в воронку и тех, для кого важно уменьшить затраты на повышение уровня компетенций сотрудников, и тех, кто хочет повысить эффективность работы отдела продаж, мы настроили рекламу с учётом потребностей и интересов каждого.
А чтобы повысить LTV и не разориться на ремаркетинге, использовали личные переписки внутри мессенджеров после попадания потенциального клиента в воронку. Для этого подключили платформу для общения с клиентами во всех мессенджерах и создания чат-ботов — TextBack.
Для этого мы настроили в мессенджерах чат-бота, который работал таким образом:
- Сегментируем аудиторию и предлагаем получить полезные материалы:
- Выясняем потребности и боли аудитории:
- Предлагаем принять участие в вебинаре или протестировать сервис:
- Напоминаем о скором начале вебинара, если пользователь принял приглашение на него. Высылаем ссылку на вебинарную комнату:
- За минуту до начала вебинара присылаем напоминание, прикрепляем ссылку на эфир, чтобы повысить доходимость на него:
- Убеждаемся, что участнику вебинара удалось его посмотреть
Если не удалось, предлагаем запись, напоминаем, какую ценность он несет: на вебинаре есть информация о проблеме заказчика. Обязательно ограничиваем время доступа к записи, чтобы повысить ценность вебинара и замотивировать клиента его посмотреть, а не отложить в долгий ящик.
- Инициируем общение с потенциальным клиентом
Задаём ему вопросы о том, полезна ли была полученная информация и насколько вероятно внедрение предложенного решения в бизнес клиента.
- Предлагаем узнать больше подробностей о внедрении решения
Для этого просим заполнить форму, чтобы договориться о консультации.
Результаты. Чего мы достигли за первые 3 месяца
Попав в воронку в мессенджере через таргетированную рекламу, пользователь надолго оставался в контакте с менеджером:
- мог задавать вопросы;
- получать чек-листы;
- посетить вебинар;
- попробовать демо-версию продукта;
- получить персональную консультацию по внедрению продукта в свой бизнес.
За счет этого мы сэкономили на ремаркетинге и добились читаемости сообщений в 90% случаев. Достичь такого эффекта только через таргет и электронные письма практически невозможно.
Формат общения оказался удобным как для разработчиков, так и для ЦА. Поддержку клиентам оказывали прямо в переписке – канал связи интегрировали в CRM. Большинство процессов проходило автоматически – за счёт использования чат-бота, что также сэкономило время и бюджеты.
Стоимость привлечения покупателя снизилась. В долгосрочной перспективе это повлияет на окупаемость.
Надеюсь, наш кейс был вам полезен.
Собрать своего чат-бота и протестировать его бесплатно можете тут.