Как сделать викторину для болельщиков с помощью QR-кода и чат-бота ВКонтакте
Кейс ХК «Динамо»
Мы сделали викторину с помощью чат-бота ВКонтакте для хоккейного клуба «Динамо». Каждый десятый болельщик на стадионе отсканировал QR-код, который транслировался прямо на кубе над ледовой ареной в перерыве матча, и прошел игру.

Викторину разработал ХК «Динамо» в партнерстве с командой ВКонтакте на платформе для чат-ботов и рассылок в мессенджерах TextBack. Для своих создателей эта игра стала еще более интересным квестом, чем для болельщиков, но об этом чуть позже.
Викторина глазами болельщиков

С трибун это выглядело так: начинается перерыв, и вместо стандартных роликов на кубе высвечивается QR-код. Диктор на весь стадион объявляет начало викторины и приглашает болельщиков проверить свои знания о любимом клубе, воспользовавшись смартфоном.

Так выглядел QR-код. Можно не пытаться, он уже не активен :)
Пользователи сканируют QR-код и попадают в личные сообщения группы. Желающих оказалось много. Это особенность ивентов: когда ты видишь, как люди вокруг тебя достают телефоны, сканируют код и начинают что-то там делать, выигрывать призы, хочется сделать то же самое. В онлайне такой вовлеченности добиться намного сложнее.

Из 10 тысяч болельщиков в стадионе более 1000 просканировали QR-код и запустили игру. Это 10%!
Анонс викторины в группе ХК «Динамо» ВКонтакте
Как только открывается диалог, приходит приветственное сообщение от имени сообщества.
Приветственное сообщение
Поочередно чат-бот присылает десять вопросов по истории клуба с вариантами ответов, а в конце считает набранные баллы и подводит итог. От сканирования кода до объявления результатов проходит всего три-пять минут.
Обратите внимание: весь процесс, включая подсчет голосов, происходит внутри диалога — болельщик ни разу не покидает привычный ему мессенджер ВКонтакте, и не получает ни одной ссылки на внешние ресурсы.

Викторина глазами создателей и разработчиков

Работа над созданием викторины шла в несколько этапов:

  • Прописали логику бота
  • Подготовили контент
  • Сделали чат-бота на платформе TextBack
  • Разработали скрипт для подсчета голосов

Прописали логику бота


Логика чат-бота была проста: он встречал попавшего в диалог человека приветственным сообщением с предложением начать игру, а как только получал согласие — поочередно задавал десять вопросов.

На каждый вопрос было по четыре варианта ответов, зашитых в кнопки. За каждый правильный ответ чат-бот начислял игроку по одному баллу, а после финального вопроса подсчитывал результаты.

Тем, кто заработал восемь и более баллов, чат-бот отправлял поздравление с победой. Игроков, которые набрали менее 8 баллов в викторине, просто благодарили за участие. Победителям после викторины дарили стикеры ВКонтакте.
Сообщение с призом для победителей викторины
Написали тексты сообщений бота

Десять вопросов по истории «Динамо». Вопросы довольно сложны, и чтобы ответить на них правильно, нужно хорошо знать игроков и интересоваться жизнью хоккейного клуба. Для новичков среди болельщиков ответы не очевидны, а чтобы было почти невозможно пройти квест методом рандомного подбора, к каждому вопросу сделали по четыре варианта ответов, вместо двух.

Победа!
На скриншотах справа видно, как выглядели два финальных сообщения с результатами викторины. Одно с поздравлениями для победителей, а второе с благодарностью за участие для проигравших.

Структуру бота, вопросы викторины и тексты сообщений разработала команда ВКонтакте.

Не в этот раз
Сделали чат-бота на платформе TextBack

Простого чат-бота с вопросами и ответами можно собрать очень быстро, за считанные часы или даже минуты, если не программировать его с нуля, а использовать платформы, предназначенные для этого. Для создания игрового чат-бота ВКонтакте и «Динамо» выбрали TextBack.

Все вопросы квиза с вариантами ответов собирались в одной автоворонке. На скриншоте ниже показано, как это настроено внутри платформы.
Настройка чат-бота с вопросами и ответами в TextBack
Это же сообщение с кнопками-вариантами ответов в диалоге ВКонтакте:
Квиз в диалоге с группой ХК «Динамо» ВКонтакте
При выборе ответа пользователю присваиваются теги — специальные метки внутри платформы, с помощью которых потом подсчитываются результаты.
Настройка кнопок-ответов в TextBack
Сообщений с результатом викторины мы сделали 10. В финале квиза нужно было сообщить не только победа это или нет, но и общее количество правильных ответов, для болельщиков это важно. Поэтому мы сделали 10 разных вариантов.
Настройка сообщения с результатом 10 из 10
Для того, чтобы чат-бот смог сам посчитать результаты викторины и выдать соответствующее набранным баллам финальное сообщение, понадобилось расширить функционал платформы TextBack.

Разработали скрипт для подсчета результатов

Команда TextBack столкнулась с нетиповой технической задачей — сделать квиз, который от начала до конца проходит внутри мессенджера. Стандартная механика проведения квиза с использованием инструментов мессенджер-маркетинга выглядит так: человек отвечает на вопросы бота, а в финале получает сообщение с ссылкой на внешний ресурс для того, чтобы узнать результат.

Мы же хотели сделать так, чтобы вся викторина проходила внутри диалога ВКонтакте без перехода на сторонние сервисы. Дополнительный шаг в виде перехода по ссылке всегда уменьшает количество людей, прошедших игру от начала до конца. У кого-то не открылась ссылка, кто-то просто не захотел ее открывать, а может в суете не понял, чего от него хотят. Особенно это актуально на ивентах, где все происходит на ходу с мобильного телефона.
Специально для викторины Динамо и ВКонтакте мы написали скрипт, который подсчитывает результаты и выдает соответствующий набранным баллам ответ прямо внутри диалога ВКонтакте. До этого момента в TextBack, как и у большинства подобных платформ, не было такой технической возможности. Теперь она есть и может быть использована как готовое решение для задач такого типа на любом проекте.
Воланд Антонов, Key account manager TextBack
Результаты

  • Около 10 000 человек было в стадионе в день матча.
  • Более 1000 человек перешли в диалог с ботом по QR-коду и начали игру.
  • 89% участников прошли викторину от начала до конца.
  • 73 человека в стадионе оказались знатоками истории клуба по результатам викторины и получили призы.
Пост с итогами викторины в группе ХК «Динамо» ВКонтакте
Идея использовать простую игровую механику на хоккейном матче оказалась весьма удачной и полностью себя оправдала, хотя мы и не ожидали таких результатов. Это говорит о перспективах использования QR-кодов для привлечения аудитории в различные проекты. Спасибо команде TextBack за помощь в реализации наших идей!
Виктор Першин, менеджер спортивных проектов ВКонтакте
Активность в группе в день матча

После матча почти 250 человек захотели вступить в сообщество «Динамо».
График прироста участников в группе ХК «Динамо» ВКонтакте
При этом все болельщики, которые считали QR-код и вступили в диалог с ботом, открывают техническую возможность написать им сообщение от имени группы. Мы не рекомендуем отправлять спам в таких случаях, это раздражает, и люди будут просто отписываться от сообщений. Но можно после квиза предложить человеку подписаться на рассылку ВКонтакте с важными новостями клуба, многие болельщики были бы рады получить такую возможность.

Итоги

Чат-бот ВКонтакте, который создавался как развлечение для болельщиков, оказался полезным smm-инструментом: люди стали активнее подписываться на группу, смотреть фотографии и другие разделы. Активность в группе «Динамо» возросла в день матча в том числе благодаря викторине.

QR-код позволяет очень легко, буквально в пару кликов перевести участников мероприятия в мессенджер.
Оригинал статьи опубликован на vc.ru.
Хотите знать все о маркетинге в мессенджерах?
Подпишитесь на новости и анонсы свежих статей!