Говорят, что время email-рассылок прошло. Так ли это? Могут ли мессенджеры заменить электронную почту как канал коммуникации? Глеб: Я бы сказал, что сместились акценты – как именно используют электронную почту. Личное общение перешло большей частью в мессенджеры и соцсети, но общение человека с компаниями и государством осуществляется только через email. Более того, масштабы использования этого канала бизнесом и государством только растут, а люди по-прежнему первым делом утром проверяют свой почтовый ящик.
Для коммерческих рассылок это только плюс – люди больше не воспринимают письма от компаний как вторжение в частную жизнь. Они привыкли, что электронная почта для этого и существует (и наоборот – коммерческие рассылки в мессенджеры вызывают негатив, потому что этот канал как раз для общения с друзьями)
Александр: Да, мессенджеры – это личный канал, но не развлекательный. В Telegram-каналах читают политические новости, а Facebook используют для переписки с коллегами, партнерами и клиентами.
Рассылки в личный канал, который сразу привлекает наше внимание уведомлением, должны быть вежливыми. То, что сейчас происходит в Viber, воспринимается пользователями негативно: Viber официально разрешает запускать рекламные рассылки по базе номеров, я получаю по 3-5 рекламных сообщений в день. Пользователь, как правило, не помнит момент, когда он давал свое согласие на отправку таких рассылок.
Наши клиенты отправляют рассылки только по подписчикам, которые сознательно подписались на уведомления. Такие сообщения воспринимаются позитивно – это возможность получить нужную информацию в быстрый канал.
В каких сферах email-рассылки – самый эффективный канал продаж? Глеб: Во всех, где есть онлайн продажи (услуги или товары) – возможно потому, что там это проще всего отследить. В оффлайн-ритейле, например, намного сложнее понять, пришел человек в магазин из-за рассылки или просто мимо проходил.
А рассылки в мессенджерах в какой отрасли наиболее эффективны?
Александр: Чтобы они были эффективны, важны 2 фактора:
- У вас есть полезный для пользователей контент. Это могут быть статьи, презентации, видео, промокод – что угодно, но это должно иметь пользу для получателей.
- В вашей сфере люди не стремятся остаться анонимными: это не секс-шоп, не детективное агентство слежки за женами, не пластическая хирургия. В остальных сферах можно использовать мессенджер-маркетинг. У нас много успешных кейсов интернет-магазинов, веб-сервисов, организаторов мероприятий.
Какие еще каналы нужно подключить? Глеб: Если вы разрабатываете email-стратегию, то хотя бы один альтернативный канал лучше иметь для тех, кто оставил вам не основной свой email (и не проверяет данный почтовый ящик). Лучше даже два – смс (дорого, но эффективно) и мессенджеры (дешево, но пока еще небольшой охват аудитории).
Александр: Прежде всего, стоит использовать все популярные мессенджеры. Не факт, что все ваши клиенты использую ВКонтакте. Но если вы дадите им выбрать из ВКонтакте, WhatsApp, Facebook, Telegram, Viber и Instagram, вы можете быть уверены, что 90% найдет удобный канал.
При этом мессенджеры действительно не заменяют email-рассылок, таргетированной рекламы и SMM – они дополняют существующие каналы, позволяя расширять базу и получать больше продаж от существующей.
Можно ли эффективно использовать оба канала параллельно – мессенджеры и email-рассылки? Каким образом? Глеб: Более того – нужно. Я призываю всех переключаться на канал email как самый дешевый и эффективный, но иметь возможность автоматического переключения коммуникаций на другие каналы (а хорошие платформы для рассылок это позволяют) в случае, если данный конкретный пользователь не читает или перестал открывать ваши письма.
Александр: Конечно можно. Можно давать выбор, например, на наш собственный вебинар мы регистрировали посетителей и через мессенджеры, и через емейл: